Поиск по тегам

ТИЛЕКМАТ АКЕ

  • О Тилекмате Аке я слышал в 1950 году в селе от старейшин и от большого сказителя санжыры, соседа Садык-ата. В 1972 году увидел место захоронения Аке. Могила и могильная ограда сравнялись с землёй. Старики поговаривали: «Отцы наши рассказывали, что жженые кирпичи взяли из-под воды».

    Отец Тилекмата Жылкыайдар имеет оригинальную историю. Такие как Бирназар-бий, воспитавший чужих, как своих собственных детей, раскрывает еще одну особенность кыргызского народа. За последние несколько лет, благодаря опубликованным материалам санжыры, веками передававшими в устной форме, новые «белые пятна» прояснились. Санжыра помогла своими сведениями осветить жизнь и деятельность многих выдающихся личностей Кыргызстана, в том числе Тилекмата Жылкыайдар уулу.

    Тилекмат Аке является одним из ярких представителей кыргызского народа в ХIХ веке. Его успешные посольские поездки показывают, что он умело использовал свои дипломатические и ораторские способности при примирении  враждебно настроенных соседей, добиваясь их согласия в решении сложившихся проблем. Тем самым Тилекмат Аке был одним из тех людей, которые не хотели вражды и внесли большой вклад в мирное сосуществование бугинцев с соседями. Поездки Тилекмата могут служит ярким примером удачных кыргызских дипломатических актов, когда посланцы добивались успеха в поставленных целях в решении важных проблем, от которых зависела судьба целого народа.

    После сокрушительного разгрома Джунгарского ханства Цинским Китаем в 1757–1758 гг. северо-кыргызские племена, ранее вынужденно переселившиеся в южные регионы Кыргызстана, стали возвращаться в свои родные края на Иссык-Куль. Только что переселившимся племенам появилась угроза со стороны Цинской династии. Китайский император, разгромив джунгаров, потребовал у кыргызских племен беспрекословного повиновения, грозил иными мерами «обуздать подвластные кыргызские племена, чтобы всегда держались границ».

    Есть предположение, что предводитель бугинцев Бирназар-бий тоже ездил в Пекин. По источником санжыры, он добился у императора признания бугинских земель, куда входили иссык-кульская котловина, летние пастбища тенистой долины Каркыра, Сары-Жаза и Ак-Шыйрака. Также Бирназар-бий договорился с Богды ханом о размерах налога за пользование летними пастбищами Текеса бугинцами и о торговле с городами Восточного Туркестана.

    В конце XVIII– начале XIX вв. за город Кашкар, что в Восточном Туркестане, шла ожесточенная борьба между китайцами и местными уйгурами при поддержке кыргызских, кыпчакских и узбекских племен. В 1780 г. кыргызское ополчение,  в составе которого были племена Черик, Белек, Адыгине, Солто и Саяк, в очередной раз пришло на помощь к уйгурам, чтобы одолеть китайцев. В этот раз союзное ополчение разбило китайцев, вытесня их далеко за пределы Кашкарии. Уйгурские феодалы, довольные за оказанные помощь, подарили пятерым вождям ополчения наделы вокруг Кашгара. Одним из пятерых предводителей являлся Алымбек Кампир уулу, который был в составе ополчения из местности Ажыке Кара-Кульджинской долины. Этот человек заслуживает особого внимания, так как он фактически приходится Жылкыайдару родным отцом. И не надо путать этого человека с известным в истории правителем Алая Алымбек-даткой. Они совершенно разные люди и жили в разные годы.

    Жылкыайдар был человеком  благословленным. Всю жизнь, особенно в трудные минуты, когда он стоял на грани жизни и смерти, ему, по свидетельству санжыры, покровительствовали внеземные силы. У Жылкыайдара было 4 сыновей – Тилекмат, Байтайлак, Кыдырбай, Буржук.

    У Тилекмата, согласно санжыре, с детства проявились такие качества, как острый ум, красноречие и справедливость. Он, как и отец, очень любил лошадей, помогал отцу ухаживать за ними. Есть сведения, что в торговых поездках наемных купцов Боромбая, следовавших в восточно туркестанские города, а также в Коканд, Андижан и Ош, молодой Тилекмат ездил как перегонщик скота. Именно в этих поездках он получил первые впечатления о соседних народах, здесь проявились его первые предпосылки в будущем стать послом. Его деятельность как дальновидного дипломата особенно ярко проявилась в процессе решения вопроса о подданстве Кокандскому ханству, в установлении дружественных отношений бугинцев с Цинским Китаем, казахами Старшего Жуза и Россией.

    Во время правления Мадали-хана (1822–1842 гг.) Северный Кыргызстан был окончательно завоеван Кокандским ханством с присоединением в 1831 г. Иссык-Кульской долины и Центрального Тянь-Шаня. Именно с этими событиями надо связывать первую посольскую поездку Тилекмата к кокандскому посланцу.

    Весной 1831 г. ташкентский наместник кокандского хана Лашкер-кушбеги прошел с войском через Чуйскую долину на Иссык-Куль и расположился в местности Тамга, на южном берегу озера. Оттуда он отправил посла с письмом к правителю бугинцев, в котором предлагалось мирное подчинение кокандскому хану и выплата соответствующих податей. В случае отказа Лашкер грозил вооруженным путем завоевать бугинцев. Боромбай, получив письмо, спешно собрал всех старейшин племени Бугу, чтобы дать ответ на предложение посланца и выбрать посла среди бугинцев, который должен был изложить их просьбу перед Лашкерем. Совет проходил бурно, предлагались разные варианты решения и разные кандидаты в посланники к ханскому наместнику для переговоров. В конце концов, старейшины остановились, по предложению Сарт Аке, на кандидатуре Тилекмата, который с молодых лет был знаком с нравами кокандцев. Во время официального приема у Лашкер-кушбеги Тилекмат, объявляя решение племени Бугу, полностью согласился с требованиями кокандского посланца. В конце приема Лашкер-кушбеги дал Тилекмату ханский ярлык, заверенный печатью Мадали-хана, где было написано, что «Тилекмат Жылкыайдар уулу является правителем племени Бугу». Так он стал как бы доверенным представителем от кокандского хана в кыргызском кочевом племен Бугу.

    После присоединения к Кокандскому  ханству  тяжелое налоговое бремя подтолкнуло бугинских джигитов совершать барымту на соседние калмакские племена, которые проживали на территории Восточного Туркестана и входили в состав Цинского Китая. Отчаянные калмакские феодалы стали часто жаловаться на бугинские набеги китайскому губернатору Цинь-Цзяна.

    В ставке китайского губернатора Тилекмат, благодаря своим способностям, склонил наместника на свою сторону и благополучно разрешил все вопросы. Во время торжественного приема Тилекмат получил из рук наместника ценный подарок – красивую корону, украшенную разными драгоценными камнями.

    Тилекмат Аке был убежденным сторонником установления самых тесных связей с Россией. Он имел чин капитана русской армии, встречался с представителями России в Омске, Верном, сопровождал отряды Ч. Валиханова, П. П. Семенова в их экспедициях по Иссык-Кулю.

    Когда в августе 1856 года специально присланный представитель русского императора призвал к себе знатных людей племени Бугу Боромбая, Муратаалы, Качыбека, Токсобу, Тилекмата, для того чтобы разобраться в смерти Ормон-хана, Тилекмат Аке сказал:  «Смерть рыбака – от воды, смерть охотника – от гор, смерть хана – от родственников. Бугу и Сарыбагыши – дети одного отца. Хан, который противостоял сам себе, умер, а страдания достались народу. Стоим перед вами и ждем справедливости». А представитель императора, выслушав ответ через переводчика, остался доволен и обещал поддержку со своей стороны.

    По материалам санжыры, арест Тилекмата напрямую был связан с именем старшего манапа бугинцев Зарыпбека Сасыке уулу. Он, завидуя высокому положению Тилекмата среди населения и видя в нем главного противника, отправлял ложные доносы против Тилекмата русским властям и добился своей корыстной цели. Но его потом освободили за недоказанностью преступления.

    Тилекмат Аке умер приблизительно в 1863 г.,  в родных кочевьях Джеты-Огуза, после возвращения из Верного. Тилекмат Аке остался в памяти народа как одаренный мыслитель, неординарный дипломат. Основу его мировоззрения составляли идеи о единстве и согласии народа. Придерживаясь традиционных представлений о добре и зле, он стремился дать направление нравственно-этическому развитию своего народа. Вошло в историю выражение: «Сөздүн ээси – Тилекмат– отец слов».