Поиск по тегам

САДЫР АКЕ

  • Происхождение: Саяк – Сарык – Кааба – Шыкмамат – Кудаш бий – Кожояр – Асказан (Конураш) – Кулук – Абилет – Майназар – Жолболду – Садыр12.

    Садыр Аке – личность отличающаяся прямолинейностью, откровенностью. Садыр Аке, как и Карач Аке, Кыдыр Аке, – представители младшего поколения Аке. В историю кыргызского народа он вошел как общественный деятель, беспристрастный судья, мудрый наставник и красноречивый оратор. По свидетельствам санжыры, Садыр Аке по своей натуре был справедливым, заботливым, благородным и спокойным человеком. Он обладал всеми ценными качествами, присущими выдающимся людям. Благодаря искреннему служению своему народу, Садыр Аке в конце своей жизни получает почтенное и уважаемое звание Аке13.

    Будущий наставник народа с раннего детства начал познавать все стороны жизни. Уже с малых лет у него складывалось собственное мировоззрение. По заложенным с древних времён традициям кыргызов, в годы молодости, как и все сверстники, он стал помогать родителям ухаживать за семейным скотом. Таким образом, до своего признания в обществе, жизнь молодого Садыр Аке протекала как у обычного рядового соплеменника. Но уже в те годы у него проявились задатки будущего общественного деятеля.

    С присоединением бугинцев к России Нурдоолот стал волостным управителем саяковцев, проживающих по северным берегам Иссык-Куля, в пределах границ нынешнего Иссык-Кульского района, вошедшего в состав Каракольского уезда. Зная разобщенное положение саяков, он тотчас же решил собрать все представителей саякских родов в одно целое. В связи с этим, он отправляет гонцов ко всем правителям саяков, которых чувство разбросанности толкало на мысль об объединении вокруг одного сильного предводителя. В этом отношении призыв Нурдоолота только усилил их желание объединиться. Почти все с большой охотой поддержали идею Нурдоолота. Только род Кожояр некоторое время колебался с принятием решения о переселении. Но, в конце концов, они решились, под влиянием Садыр Аке, и приблизительно в начале 60-х годов  ХIХ века перекочевали с Текеса на Иссык-Куль, в джайлоо Кырчын. С тех пор основной костяк саякцев живет в одном месте, точнее, в Иссык-Кульском районе. А Нурдоолот-баатыр вошел в историю как «собиратель саякских племен». В этот процесс также внес свой вклад и Садыр Аке, уговоривший сородичей - кожоярцев переселится на Иссык-Куль.

    После кончины Нурдоолот-баатыра на выборах волостного управителя все единогласно выбрали Садыр Аке на этот пост, как бы исполняя завещание Нурдоолота. Начальник Каракольского уезда в конце выборов, в официальной обстановке дал новоизбранному волостному печать, где было написано, что Садыр Аке является «волостным управителем Кунгой Ак-Суйской волости»14. С этого момента началась бурная общественная деятельность Садыр Аке, возраст которого в это время перевалил за сорок. В итоге такой деятельности он получил, как мы выше отмечали, почитаемое звание «Аке».

    В 1865г. в Кызыл-Сазе15, по приказу Семиреченского областного управления, прошло объединенное собрание Пишпекского и Каракольского уездов, в котором обсуждались и решались общие наболевшие проблемы. Судьи рассматривали всякие взаимные тяжбы и споры, накопившиеся за определенное время между иссык-кульскими и чуйскими племенами. В Кызыл-Саз для участия в этом собрании прибыло множество влиятельных манапов и правителей: из племени солто прибыл Байтик-баатыр; из сарыбагышей Шабдан-баатыр; из бугинцев –Чыныбай, Кыдыр Аке и др., среди них был и Садыр Аке, впервые прибывший на такое собрание в качестве судьи в одной тяжбе, где он проявил себя как беспристрастный и справедливый судья.

    В 1885–1895-е годы, когда китайские власти снова начали выставлять свои претензии по поводу границ с Китаем–Россией, была создана правовая комиссия, в состав которой из местного населения включены от Иссык-Куля Садыр Аке, от Чуя – Байтик, от племени бугу – Кыдыр Аке. Благодаря доводам Садыр Аке, Россия выигрывает спор по разделению границ. Об этом свидетельствует награда – в Верном Садыр Аке присуждают 400 га земли на южном склоне Кожояра на берегу Иссык-Куля и пожизненную выплату в год 200 тенг16.

    Садыр Аке умер в 1905 году, прожив долгую и счастливую жизнь. Его, по сообщению аксакалов, похоронили в местности Кожояр, где он долгие годы проживал со своей семьей. Потомки его в данное время проживают в нынешних селах Кожояр и Темир Иссык-Кульского района. Здесь уместно отметить, к 170-летию Садыр Аке в 1991 году был построен мавзолей. Потомки тем самым отдали дань уважения своему великому предку, внесшему когда-то огромный вклад в сохранение и развитие иссык-кульских саяков.

    Прошло более ста лет с тех времен, когда такие личности, как Садыр Аке, вершили свои поистине народные дела. В народной памяти Садыр Аке остается как великая и выдающаяся личность своего времени.