Поиск по тегам

МОЙТ АКЕ

  • Знаменитый старец родился в 1750 году в семье Алдаяра, где был самым младшим сыном. Мойт Аке имел от трех жен (Алма, Кумуш, Умуко) шестерых сыновей: Усон, Чомой, Алыбек, Качыбек, Саске и Калча. Потомки последних в нынешнее время проживают в селе Орто-Орукту Иссык-Кульского района. По преданию, сам Мойт Аке выбрал это благодатное место для своих потомков, проявив при этом прозроливость и дальновидность.

    Прах Мойт Аке, по его завещанию, покоится в местности Манжылы. На могилу люди до сих пор ходят помолиться и поклониться его праху.

    По свидетельству современников, Мойт Аке имел яркую, незаурядную индивидуальность, обладал кипучей энергией, неистощимым остроумием, был чрезвычайно обаятельной и широкой натурой. Также он был человеком больших способностей и такта. Кроме того, он был прекрасным лекарем, беркутчи и берейтором коней. Народная молва передает историю о том, как провидец спас жизнь Айжан, матери известного Балбай-баатыра, вылечив ее от болезни. Также в памяти народа сохранилась история о том, как Мойт Аке из маленькой, раненой, а следовательно, больной птицы, сделал грозную для некоторых степных животных и всем известную хищную птицу по имени Тоо-Комдот. А рассказ о берейторстве требует особого изложения.

    Всем известно, что Всевышний дарует каждому определенные способности. Мойт Аке Бог дал много способностей, одной из которых была способность видеть скаковые качества коней. В санжыре есть сведения о том, что у Мойт Аке был целый табун скакунов, среди которых выделялся Керкашка. Этот и другие скакуны принесли огромную славу провидцу не только среди кыргызских племён, но и среди казахских.

    Однажды на джайлоо Каркыра проходило празднество казахских и кыргызских племен. По традиции, в ходе празднества, прошли конские скачки, на которые многие знатоки коней обеих народов выставили своих скакунов. Победителем скачек стал скакун одного знатного казаха  – Шуубар-баатыра. Вслед за ним пришел вышеназванный скакун Мойт Аке – Керкашка. Во время скачек Мойт Аке заметил, что Керкашка и скакун Шуубара были похожи как две капли воды и вспомнил тот день, когда его конские пастухи потеряли одного из двух годовых жеребцов, которых родила одна кобыла. В конце скачек Мойт Аке, посоветовавшись со своими, решил вернуть себе когда-то потерянного жеребца. На собрании он рассказал правду о скакуне Шуубара и попросил его вернуть. Но казахские старейшины, во главе с Найман-аксакалом, поставили ему условие: «Если отгадаешь наши загадки, то получишь скакуна». Загадка заключалась в том, что Мойт Аке должен был найти в отаре ягнят, отлученных заранее от своих матерей. В ходе отгадывания он, благодаря своим способностям, успешно справился с этой задачей, удивив тем самым казахов и огорчив Шуубара, который никак не хотел расстаться со скакуном5.

    Во внутри - и внешнеполитической жизни бугинских кыргызов Мойт Аке играл немаловажную роль как активный сторонник мирных отношений не только внутри кыргызских племен, но и соседних народов и государств; он внес свою лепту в сохранение мира и согласия в этом нелегком деле.

    Довольно много крылатых выражений и изречений мыслителя до сих пор передаются из уст в уста. Это служит доказательством того, что Мойт Аке  действительно имел народное уважение и почтение. Вот что сказал Мойт Аке о справедливости: «Справедливость – это опора жизни. Без справедливости в жизни народа будет много неприятных моментов: разочарование, печаль, недовольство. Отсюда вытекает затаивание злобы, мстительность, а из этого следуют разные стычки, столкновения и кровопролитные войны. Справедливость и равенство всегда идут рука об руку. Где имеются эти ценности, там никогда не будет зла. Справедливости хочет каждый. Для того чтобы народ жил в мире и согласии, отцы народа должны свято придерживаться справедливости». Как видим, Мойт Аке всю свою жизнь отдал служению народу и старался наставить соплеменников на праведный путь.