Поиск по тегам

КАРАЧ АКЕ

  • В неспокойное время междоусобных и межплеменных войн попавшего в плен калмака Чурума спас и воспитал Шапак-баатыр, Чурум женится на приехавшей вместе с ним Бурум. От Чурума – Эсенгул – Мендегул – Карач.

    Сыновья Белек, Шапак-ата поселились на восточной стороне Иссык-Куля, проживали в Тюпе по обеим сторонам реки Жыргалан. В настоящее время больше чем в десяти селах их потомки продолжают жить и вести свое хозяйство. Карач уже в молодости был замечен свой прозорливостью, удостоился подарка от Омур баатыра в виде золотого кольца17 (не зря говорится в санжыра «Омур - Балбай –близнецы»). Омур-батыр рос вместе с дедушкой Карача Эсенбаем в одной семье. Перед смертью Батыра воплотил свой сон в жизнь и подарил своему названому брату Мендегул уулу Карачу, который с девяти лет был всегда рядом в походах и сражениях, свое золотое кольцо и  благословил его. Об этом в стихотворной форме рассказывает журналист, поэт Турганбек Жунушалиев.

    В санжыре говорится «Нет среди народа таких, как Карач, ему палец в рот не клади, он в карман за словом не полезет». Особенный феномен личности Карач состоит в том, что он, будучи представителем другого народа, смог завоевать уважение среди племени Бугу своей справедливостью, способностью прямо говорить правду, был удостоен звания «Аке».

    В 1870-е годы, когда Чыныбай (сын Тилекмата) был заместителем уездного (султаном), в народе выросло поголовье скота, земли не хватало, к нему пришел старейшина Малай просить за племя Белеков, которых решено было переселять в сторону Нарына, но Чыныбай не послушался его, а оскорбил. Малай пошел с жалобой к Карач Аке. Тот незамедлительно, измазав обувь в грязи, пришел прямо к Чыныбаю. Не проходя на почетное место, сел рядом с Малайем и говорит:

     

    «Откуда к власти пришел ты,

    Ниоткуда и я пришел решить».

     

    - Если мы живем на земле племени Белек припеваючи, почему они должны бросать свои земли? – сказавши так, он заставил поставить печать на документе и племя белеков получило землю во владение18.

    Когда волостным был Карач, народ еле выбрался из джута (массового падёжа скота). Его вызвал уездный:19.  «Мендегулов, вы не платите налог», – он не спросил даже, как обстоят дела. Тогда в ответ услышал: «Если ваша казна истощилась, залатайте дырку этой монетой» и бросил пять копеек на стол. Уездный, подумав, освободил от годового налога20.

    Турганбек Жунушалиев в поэме «Сказание о Карач Аке»21 описал жизненный путь этого человека. О Карач Аке говорится в материалах Центрального государственного архива, Института истории и этнологии имени  Ч. Валиханова при Министерстве образования и науки Республики Казахстан.

    Народный писатель Кыргызстана, академик Тугельбай Сыдыкбеков часто вспоминал слова красноречивого Соодонбека почти каждый раз, когда приезжал в аил: «Не найти в народе никого, красноречивее Карача»… Рассказы его о Карач Аке дают информацию об исторической правде.