Калый Молдобасанов

  • Молдобасанов Калый Молдобасанович – советский киргизский композитор и дирижёр, педагог, народный артист СССР, профессор.

    Родился 28 сентября 1929 года в селе Терек Ак-Талинского района Нарынской области Киргизии в семье известного акына народного артиста Киргизской ССР Молдобасана Мусулманкулова. Киргиз. С детства проявлял незаурядные музыкальные способности и уже с 12 лет начал музыкально-артистическую деятельность в оркестре киргизских народных инструментов под руководством П.Шубина. С 1945 года, продолжая работу в оркестре, учится в Киргизском государственном музыкально-хореографическом училище по классам скрипки и дирижирования.

    В 1950 году с отличием окончил училище и поступил на второй курс национальной студии при Московской государственной консерватории по классу дирижирования профессора Л.М.Гинзбурга. По окончании студии в 1954 году Молдобасанов вернулся в город Фрунзе (ныне – Бишкек) и начал свою дирижёрскую деятельность в Киргизском театре оперы и балета. Свыше трех десятилетий творческая жизнь композитора Молдобасанова связана с коллективом театра. С 1966 по 1973 год Молдобасанов работал главным дирижёром, а остальное время – дирижёром театра. За этот период он внёс огромный вклад в развитие музыкального театрального искусства республики, им успешно поставлены и продирижированы десятки национальных, классических и современных спектаклей, осуществлен ряд значительных премьер, среди которых оперы: «Отелло», «Борис Годунов», «Манас»; балеты: «Куйручук», «Асель», балет-оратория «Материнское поле», явившихся значительными вехами в культурной жизни республики.

    Молдобасанов является также активным пропагандистом симфонической музыки зарубежных, русских и советских композиторов. Целый ряд оркестровых произведений мировой классики и современных киргизских композиторов получил популярность в республике, благодаря их исполнению именно Молдобасановым.

    В 1955 году началась и педагогическая деятельность композитора. Он работал преподавателем Киргизского государственного музыкально-хореографического училища имени М.Куренкеева, а с 1975 года, после окончания Киргизского государственного института искусств имени Б.Бейшеналиевой по кафедре композиции, остался работать на ней в качестве преподавателя. В 1978 году Молдобасанову было присвоено звание доцента, а в 1984 году – профессора.

    В период 1983-1986 годов был ректором Киргизского государственного института искусств имени Б.Бейшеналиевой, а с 1989 года – заведующим кафедрой оперной подготовки. Большое место в жизни композитора занимала деятельность в Союзе композиторов СССР. В 1964 году он стал членом Правления Союза композиторов Киргизской ССР, в 1967 году – заместителем председателя Правления, а с 1979 года являлся председателем Правления и секретарем Правления Союза композиторов СССР.

    10 октября 1979 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

    Творчество Молдобасанова – яркая страница в развитии киргизского музыкального искусства. Его перу принадлежат произведения разных жанров, каждое из которых значительно обогатило представление о жанровых возможностях, продвигало и стимулировало жанровые поиски в киргизской профессиональной музыке. Несомненно, центром композиторского творчества Молдобасанова является Киргизский театр оперы и балета. Именно здесь наиболее полно раскрылись особенности дарования автора – яркая театральность, выпуклость, характеристичность музыкальных образов, органически сочетающиеся с высоким уровнем художественного обобщения. Четыре балетные партитуры композитора – это четыре различных подхода, четыре различных жанра, четыре этапа творческого пути.

    Начало ему положил балет «Куйручук» (в соавторстве с Г.Окуневым), созданный в 1958 году и удостоенный Третьей премии на Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов в Москве. В этом комическом балете ярко проявили себя характерные свойства музыкального языка композитора, тесно связанные с традициями народной музыки, сочная оркестровка, богатство гармонии и мелодики. Следующая работа – балет-оратория «Материнское поле» (1975; Государственная премия СССР, 1976; по одноимённой повести Ч.Т.Айтматова) – подлинно национальная эпопея, в которой нашли воплощение не только музыкальные традиции, но и значительное богатство духовных традиций, философия и эпос, сохранившийся в памятниках национальной культуры. В 1984 году (в соавторстве с М.Бурштиным) Молдобасанов создал балет «Жаныл-Мырза» по мотивам народного эпоса. Эту партитуру выделяет кардинальный сдвиг в области музыкально-стилевых и языковых средств. Синтезирующей достижения всех предыдущих работ явилась партитура балета «Сказ о Манкурте» (1985), созданного по мотивам легенды из романа Ч.Т.Айтматова «И дольше века длится день». В ней автор предстает как зрелый мастер, легко владеющий всем арсеналом современных средств и тонко чувствующий выразительные возможности каждого в избранном жанре.

    УУказом Президента СССР от 28 ноября 1991 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность заведующему кафедрой Киргизского государственного института искусств имени Б.Бейшеналиевой Молдобасанову Калыю Молдобасановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

    Значительное место в творчестве композитора принадлежит симфоническим и вокально-симфоническим жанрам. Их отличает яркая театральность, выпуклость образов, контрольность внутренних состояний. Историческим вехам в жизни страны и республики посвящены яркие по музыкальному языку кантаты и оратории композитора. Молдобасанов – автор множества камерно-инструментальных сочинений, постоянно находящихся в концертном и педагогическом репертуаре исполнителей. Значительное место в творчестве занимает вокальная музыка, с которой и начался творческий путь композитора.

    Неповторимы по своей выразительности романсы и песни Молдобасанова; некоторые из них стали подлинно народными. Большое место композитор уделял музыке для детей и юношества. Особенно здесь выделяется вокальный цикл «Мы – счастливые дети» и сборник песен для самых маленьких, а также циклы и сборники фортепианных и камерно-инструментальных пьес. Богатое по жанровому разнообразию и художественному совершенству творчество Молдобасанова – значительная веха в истории киргизского музыкального искусства, духовной культуры народа.

    С 1975 года депутат Верховного Совета Киргизской ССР, а с 1989 года народный депутат СССР.

    Жил и работал в Бишкеке. Скончался 29 мая 2006 года. Похоронен на Ала-Арчинском кладбище в Бишкеке.

    Награждён орденом Ленина (28.11.1991), орденом Трудового Красного Знамени (1968), орденом «Знак Почёта» (1.11.1958), киргизским орденом «Манас» 3-й степени, медалями, в том числе «За доблестный труд».

    Лауреат Государственной премии СССР (1976).

    Почётный гражданин Бишкека.