Поиск по тегам

КАРГА Аке

  • Продолжаем публикацию очерков о жизни и деяниях выдающихся личностей, народных философов, мыслителей, правителей, известных под именем Аке, составляющих гордость и славу нации – Карга Аке, Мойут Аке, Сарт Аке, Тилекмат Аке, Садыр Аке, Карач Аке и Кыдыр Аке.

    Один из этой плеяды знаменитых людей – Карга Аке, известный в народе еще и как «вечный бий». Он прожил долгую и славную жизнь и скончался в возрасте 110 лет. Неслучайно люди говорили: «Если хочешь долго жить, иди к Карга Аке». В наследство после себя он оставил добрые дела, мудрые заветы, многочисленное потомство. Замечательным духовным наследием считается его благословение – бата, свидетельствующее о его незаурядных качествах мудреца, философа, правителя. Оно достаточно объемно и изложено в стихотворной форме. Я приведу лишь некоторые фрагменты в прозе в вольном переводе: «…Будь справедлив к родным, стань им опорой. Чистоту ищи в воде, согласия под единым знаменем. Истоки мужества в народе, силы – в земле. Утративший веру поверит вновь, старая рана заживет. Будь щедрым для бедняка, будь кровом для нищего. Помогай вдовам, не забывай сирот. Живя среди людей, не забывай аллаха. Пусть ночь осветится луной, народ станет богаче, одинокие умножатся, казаны полнятся едой, не прерывается род твой, не будет распрей между потомками, а только мир и согласие, путь батыра будет победным, сын – красноречивым, невестка –расторопной. Пусть на руках у тебя будет ловчая птица, а сам ты окружен счастьем, потомством, путь будут у тебя зеленые пастбища, тучные стада. Кто с молодости был порядочным, в старости станет уважаемым аксакалом…».

    Карга Аке вышел из рода желден племени бугу. Он родился в местности Дархан предположительно в 1718 году. Если обратиться к санжыра, то он восходит по родовой линии к Мырзакулу бию: Карга Аке – Мендегул – Тулеке – Желден – Каракозу – Туумакашка – Алсеит – Мырзакул. Для уточнения: Туумакашка единственный сын Алсеита от третьей жены, калмачки Чээжимжан.

    В 1996 году его потомки, представители рода желден, общими силами воздвигли в честь Карга Аке монумент-кумбез на его могиле в селе Дархан. Поскольку имя Карга Аке стоит первым в ряду аке, то у многих возникал вопрос, когда и почему известный народу бий был наречен именем Аке? По республике даже прошла целая дискуссия по этому поводу, что говорит о безусловном интересе общественности, историков и санжырачи к такому явлению, как аке. Основным историческим источником, помимо материалов известных санжырачи, послужили книги профессора Усенбека Асаналиева и научного исследователя Кашымбека Асанбекова, посвященные знаменитому предку. Затем в течение ряда лет в средствах массовой информации публиковались статьи и материалы, вызвавшие большой резонанс среди всех заинтересованных кругов. Но общий тон высказываний в них сводился к тому, что Карга Аке заслуживает звания Аке, тем более, что и народ помнит его под этим именем.

    Надо сказать, что и сама местность Дархан знаменита тем, что именно через нее пролегал Великий Шелковый путь.

    Карга Аке отличался зрелостью суждений, мудростью и прозорливостью, был в высшей степени справедливым, благословения его всегда сбывались. Его авторитет среди людей находился на невероятно высоком уровне. Весть о нем и его выдающихся качествах разнеслась далеко по кыргызской земле и ее окраинам. Люди тянулись к нему группами и в одиночку в поисках справедливости, просили благословения, в том числе потомства, избавления от недугов. Время его жизни совпадало с постоянными угрозами и набегами калмаков на земли кыргызов. Поэтому в своих речах, обращенных к людям, Карга Аке постоянно говорил о защите рубежей родины, необходимости быть едиными перед лицом врага: «Где есть согласие – там успех. Дружба возвышает, раздоры – губят. Если в доме согласие – будет всегда достаток. Лишился согласия – лишился счастья. Если враг с волосок, считай его за гору, если с иголку, считай за верблюда. Чем распаляться перед врагом, лучше лишить его головы. Враг хватает за горло, волк – за полы».

    Вот что говорил Карга Аке известному иссыккульскому манапу Боромбай бию, с кем находился в дружеских отношениях: «Боромбай султан. Сила власти в единстве народа. Утратив единство, народ бугу переживает трудности. Будь нашим защитником, будь вождем народа. Следуй заветам Манас ата, который кропотливо пестовал сокола, по крупицам собирал народ в единое целое, так и ты объедини людей. Собери рода, прислушивайся к ним, не дели их на малые и большие, не превозноси одних перед другими. Пусть воля твоя исполняется, и не ослабевает власть твоя. Пусть сердце будет спокойно, а ум зорок. Мы, народ бугу, будем тебе опорой, поддержим тебя, как сорок кольев поддерживают тюндюк. Думай перед тем, как начать дело, начав, не бросай его. Ум для слепого человека – глаза, для глухого – слух, для немого – язык. Вокруг непорядочного акима много плутов, вокруг честного акима – много мудрецов. Говорят, от умного ума наберешься, от глупого глупости. Есть ли более близкий друг, чем ум, есть ли страшнее враг, чем злость? Пусть не достанется твоя земля тому, кто зарится на нее. Умный правитель из ничего извлечет пользу, глупый правитель потеряет и то, что было. Умный и в пустыне вырастит сады, умножит то, что есть. Помни о своем несовершенстве, не будь спесивым, прислушивайся к мнению других. Если хан ошибется, потеряет уважение, если народу будет трудно, потеряет терпение. Поддерживай родство с казахами, будь дружен с русскими. Думаю, мои слова не будут тебе лишними. Ты уже не молод, достиг сорокалетия, отличаешься умом, пользуешься уважением людей. Семь раз отмеряй, один раз режь. Помни, не все, кто улыбается, твои друзья, не все враги, кто говорит горькую правду. Если говорит народ, значит это правда. Будь честен, будь справедлив. Да хранит тебя Бог от всяких бед. Вот, прими моего белого коня в дар вместе с моим благословением. Прими с чистым сердцем, сынок», – сказал Карга аке, благословляя Боромбай бия. Это благословение могут примерить к себе и наши современные руководители всех рангов, особенно работающие в государственных структурах, где имеют место факты коррупции, кумовства и личной корысти.

    О силе его благословений ходят легенды, придают им даже мистический характер, считается, что все они сбывались. Однажды к нему приехала молодая женщина и пожаловалась, что уже долгое время в их доме не слышны детские голоса, и попросила благословения. Карга Аке раскинул перед собой руки для благословения, по привычке обратив ладони вперед. Он тихо молил у Всевышнего ребенка для этой женщины, а потом благословил ее. Но она вдруг разрыдалась и сквозь слезы спросила, почему вы дали бата наоборот. Тогда Карга Аке сказал: «Зря ты так сделала. Теперь ничего не будет. Твоя обида ушла внутрь тебя. Иди, больше я ничего сделать не могу. Другого такого сильного бата я дать не смогу».

    Люди также подчеркивают его справедливость, которая распространялась и на его близких и родственников. В связи с этим приведу один случай. Как-то к нему приехал в гости бий Бирназар из рода белек. За угощением и беседой незаметно текло время, стало поздно, и высокому гостю предложили заночевать. Бирназар бий попросил джигитов Карга Аке присмотреть за лошадьми, расседлать и поставить на постой, задать им корма. Карга Аке заверил бия в том, что в его айыле воров нет. Но утром вдруг обнаружилась пропажа сивого иноходца Бирназар бия. Карга Аке был сильно расстроен. Собрав всех своих джигитов перед вырытой ямой, он обратился к ним со словами: «Если кто-нибудь из вас не сумеет перепрыгнуть через яму, то пусть умрет». Джигиты стали прыгать. Перепрыгнули все, кроме сына Карга Аке. Он почти допрыгнул до края ямы, но не удержался, упал навзничь и умер. Выяснилось, что коня украл и зарезал именно он.

    Карга Аке сказал, что этого сына для него больше не существует и запретил даже упоминать его имя членам семьи и родным: «Как бы у меня ни болело сердце, справедливость для меня важнее. Преступление есть преступление. Сам Бог наказал его». Всего, по рассказам людей, у него было 11 сыновей. Бирназар бий был впечатлен случившимся, такой приверженностью Карга Аке к справедливости. Он дал слово не просить возмещения за иноходца, простил погибшего сына Карга Аке и с тем отбыл.

    Люди также вспоминают, как Карга Аке справедливо и честно распределил скот, оставшийся после кончины отца Мендегула, между родными братьями и не допустил раздора межу ними. Вот что говорил в той ситуации Карга Аке: «Пусть детям моим Аллах даст благодати поровну. Если не даст, то пусть всем не дает. Хуже всего раздоры между родными людьми, когда один имеет все, другой ничего. Рана на теле затянется, а раздоры между братьями никогда. По возможности нужно помогать, поддерживать родных, не обижать их. Ведь невозможно отречься от плохого родственника и стать родным для чужого человека. Тот родственник ближе, кому доверяешь, чем тот, с кем постоянно ссоришься. Также помните о том, что зачастую и примирить, и рассорить родных могут женщины».

     Карга Аке также славился не только справедливостью, даром благословения, но метким словом, знанием пословиц и поговорок, мудрыми рассуждениями, равным отношением к людям всех сословий и достатка. В народной памяти остались его крылатые слова и выражения, например: «Бог посылает благодать неслышно и незаметно. Можно помирить двух враждующих богатырей, но храни нас Бог от вражды двух народов. Вражду богатырей можно погасить скотом, вражда народов оканчивается только кровью. Поэтому надо стремиться не допустить вражды между народами. Избавь, Бог, мой народ от тех, кто не способен ни приносить пользу, ни мирить людей».

    В летнее время Карга Аке часто кочевал на пастбище Каркыра. Там по соседству выпасали свои стада два родственных народа – кыргызы и казахи. Нередко и там ему доводилось разрешать споры. Однажды к нему явились со взаимным претензиями два казаха. Он внимательно выслушал доводы сторон, дошедших до крайнего состояния, вынес свое решение в пользу одного, взыскав с другого много скота. Уходя, оставшийся недовольным решением Карга Аке казах сказал: «Говорят, Карга справедлив. Казахские вороны (Карга переводится, как ворон) дерьмо клюют, а кыргызские, оказывается, бывают бием». На что Карга Аке вдогонку заметил: «Да, мой казах. Если бы вы оба не клевали дерьмо, разве пришли бы ко мне?» Казах развернулся и, поклонившись Карга Аке, сказал: «Простите меня, Карга Аке, наговорил лишнего. Вина на мне, справедливость на вашей стороне. За свою несдержанность примите от меня кобылу с жеребенком и корову».

    Мудрость Аке проявлялась в обычных делах, в том числе хозяйственных, и в быту. Однажды с осенних пастбищ спустились сыновья Карга Аке. Сын Адыл похвалился отцу, что стадо в целости и сохранности, не было ни потерь, ни расхода скота. Другой же сын Жаныбек сообщил ему о количестве шкур нескольких животных, которых он съел за время кочевки. Вторая новость обрадовала Карга аке, есть кому ухаживать за скотом, уверился он. Оказывается, по его мнению, скотовод должен питаться мясом охраняемых животных, иначе душа его не будет спокойна.

    До последних дней Карга Аке сохранил ясность ума, здравость рассуждений, хотя физическая немощь охватила его тело. Он не был обузой для родных и близких, наоборот, к нему, как к духовной сокровищнице, припадали люди, и он по прежнему давал наставления, советы, разъяснял житейские разногласия, просто беседовал со всеми, в том числе прибывавшими отовсюду гостями. Прослышав о том, что Карга аке прикован к постели, Сарт Аке и Тилекмат Аке немедленно отправились навестить аксакала. Несмотря на снежные заносы, они преодолели путь и прибыли в Дархан, успев попрощаться с ним. После традиционного угощения Карга Аке обратился к гостям, широко раскинув руки:

    «Мои родные, пусть хранит вас божество неба Тенир, отец воды Сулайман, покровитель гор Дабан, покровитель животных Кайберен! Да хранит вас Бог от пожаров и селей, наводнений, грозных врагов. Пусть слова ваши будут законом для людей, пусть авторитет ваш будет таким же, как у ханов и беков. Пусть привольны будут ваши пастбища, загоны полны скота, многочисленно потомство. Пусть щедры будут ваши дастарконы, закрома полны хлеба. Желаю такой же почетной старости, пусть дети ваши будут осанистыми, невестки пригожими, джигиты статными. Пусть царит мир в вашем народе, из тюндюков идет дым, горит очаг в домах, в казанах варится еда». Так он благословил гостей и помахал вслед ослабевшей рукой.

    Более подробно можно прочитать о Карга Аке в книге Кубана Мабетова “Ысык-Колдун даанышман акелери”.

    Тимур МУСАЕВ

    19 декабря 2013 г.

     

    Источник: http://www.pr.kg/gazeta/number635/2420/