Бибисара БЕЙШЕНАЛИЕВА

  • «Звезда кыргызского балета!», «Талант от бога», «Рождённая для сцены», «Наша Бибисара»... – это о ней, Великой Бейшеналиевой, чьё имя стало легендой, историей кыргызского балета, глубоко связанного с национальными корнями, ознаменовало новую страницу многовековой истории хореографии.
    Будучи десятилетней девочкой, вместе с группой кыргызских детей Бибисара уехала в Ленинградское хореографическое училище учиться искусству балета.
    Тридцатые годы... это было удивительное, поистине революционное время. Время небывалого роста во всех сферах жизни республики – социальной, экономической, культурной... С каким порывом и устремлением люди старались познать новое, ранее неизведанное. Строить, созидать, творить во имя будущего – это главное!
    Именно к этому периоду относятся становление и дальнейшее развитие профессионального кыргызского искусства, в том числе искусства театрального. Великое содружество народов, братская помощь русских людей способствовали небывалому творческому подъёму, расцвету, открытию новых жанров, рождению и выявлению талантливых, одарённых людей. 
    В Ленинграде – «колыбели» русского классического балета познали азбуку хореографического искусства дети из разных уголков Союза, в том числе далёкой Киргизии. Позже Бибисара Бейшеналиева вспоминала: «В городе на Неве меня окружили любовью и вниманием. Опытные педагоги, учителя великой Улановой, щедро передавали свои знания мне и другим юным посланцам Киргизии. Они   близко принимали к сердцу наши неудачи и огорчения, радовались нашим первым успехам».
    На сцене Большого театра в Москве, во время «Первой декады кыргызского искусства и литературы» состоялся дебют маленькой Бибисары. Тогда она вместе с другими кыргызскими детьми исполняла «Большой вальс» на музыку А.Глазунова. Уже тогда хореографы отметили талант начинающей танцовщицы, пластичность, хрупкость её движений.
    Питомцы выступали в спектаклях и концертах в Ленинграде, а во время каникул приезжали во Фрунзе (ныне – город Бишкек), чтобы показать кыргызскому зрителю свои первые успехи.
    С начала войны Бибисара приехала во Фрунзе и стала работать в Кыргызском музыкально-драматическом театре. Именно в этом молодом, начинающем коллективе балерина делала первые шаги к вершинам мастерства, славе и признанию. Творчество Бибисары Бейшеналиевой и других замечательных танцовщиков – Нурдина Тугелова, Эркин Мадемиловой, Сапарбека Кабекова, Сайнап Джакабаевой, Урана Сарбагишева... дало возможность познать классическую хореографию, стало достоянием широких зрительских масс. 
    После исполнения партии Чолпон в 1944 году Бейшеналиева стала примой кыргызского балета, ведущей танцовщицей труппы. Именно эта роль раскрыла великое дарование молодой артистки, ознаменовала начало головокружи­тельного профессионального взлёта, расцвета уникального таланта.

    Бибисара обладала прекрасными природными данными, она словно была создана для сцены: красивая, стройная, удивительно грациозная.
    Многие и многие часы проводила она в балетном зале, оттачивая каждое движение, каждый жест, повторяя десятки раз один и тот же элемент. Её отличали просто фантастическое отношение к своей работе, высокая требовательность к себе, поразительная работоспособность.
    Свобода владения сценическим пространством, совершенство техники, чистота исполнения, удивительная невесомость, полётность прыжков, неповторимая пластика тела, выразительность мелодии танца, гармония формы и композиции – всё это достигалось не только благодаря таланту, но и кропотливому труду балерины. Порой казалось, что в ритмах, пластике она высекает искромётное пламя. Народный артист Кыргызской Республики Уран Сарбагишев, партнёршей которого в течение восемнадцати лет была Бибисара Бейшеналиева, вспоминает о ней: «Трудно назвать исполнителей, которые могли бы так легко разговаривать на языке танца, она, как утренняя звезда, блистала в балете «Чолпон» М.Раухвергера». 
    Бибисара была не только великой танцовщицей, но и гениальной драматической актрисой. На сцене она жила в мире своих героинь, перевоплощаясь до неузнаваемости из образа простого человека в образ художественный. Её таланту было подвластно любое эмоциональное состояние, она владела широкой палитрой нюансов, оттенков и с каждым новым выступлением умела найти «свежие» краски для своего образа. 
    Движением, пластикой, мимикой она с поразительной точностью передавала внешность, характер, внутренний мир своего персонажа, его трансформацию в ходе драматургического развития. «В танце Бейшеналиевой нет театральности. Её чувства где-то глубоко, но любое движение, каждый жест становятся весомыми, значительными. Порой, кажется, что балерина музицирует, поёт, произносит слова – так выразительно её лицо»... «Ослепительная виртуозность, безупречное чувство ритма, покоряющий темперамент, изысканный вкус» – именно так характеризовали профессионалы и любители исполнительское мастерство Бибисары.

    В Кыргызском театре оперы и балета Бейшеналиева воплотила целую галерею разноплановых, высокохудожественных образов, сложных и многогранных. Вошли в сокровищницу, «Золотой фонд» мирового балетного искусства образы поэтичной и романтичной Одетты-Одиллии («Лебединое озеро»), Джульетты («Ромео и Джульетта»), лучезарной Авроры («Спящая красавица»), элегичной, лиричной Марии («Бахчисарайский фонтан»), свободолюбивой и устремлённой Тао-Хоа («Красный мак»), Раймонды («Раймонда»), коварной и в то же время ослепительной Айдай (Чолпон»), блестящей актрисы Фанни («Большой вальс»), красавицы Медоры («Корсар»), драматичной Франчески («Франческа да Римини»), темпераментной Солистки («Болеро»), трагичной Эсмеральды («Эсмеральда»).
    Одной из первых балерин Бибисара Бейшеналиева представила перед зрителями образы кыргызских женщин, рождённых новым временем. Раскрепощённая, свободолюбивая, искренняя, устремлённая в своих мечтаниях, смело вступающая в борьбу за своё счастье, за свою любовь, утверждающая доброе, позитивное начало в жизни – таковы главные героини национальных балетов «Чолпон», «Анар», «Асель». В воплощении этих ролей Бибисара нашла органичный сплав, синтез академической балетной школы с традициями народного кыргызского танца, донесла до зрителя неповторимый национальный колорит, удивительную, орнаментальную пластику движений.
    Бибисара Бейшеналиева была ярким пропагандистом кыргызского профессионального хореографического искусства, прославляла национальный балет за рубежом, участвовала в декадах музыкального искусства Кыргызской Республики в различных городах Союза, танцевала на самых прославленных сценических площадках мира.

    Широк был диапазон её гастрольной деятельности в пределах своей республики. В самых отдалённых уголках, в разных районах Кыргызстана давала Бибисара концерты, выступала со спектаклями перед простыми людьми – колхозниками, рабочими, чабанами, тружениками земли. И всегда после концерта Бейшеналиева находила несколько минут для общения, для тёплого задушевного разговора.
    Не поддаётся описанию исключительное, чудодейственное воздействие на зрителя искусства танца Бибисары. С первых выступлений силой своего таланта она воспитывала кыргызского зрителя, стремилась привить в людях потребность в общении с прекрасным искусством балета. Сцена и зрительный зал на спектаклях Бейшеналиевой были единым пространством, в котором царил определённый эмоциональный настрой, психологическое состояние. Она обладала великим даром – магнетизировать зал, приковывать внимание к происходящему на сцене. Затаив дыхание, зрители, не отрываясь, следили за каждым движением, жестом, мимикой своего кумира. Атмосферу раскрепощения, духовного очищения от прикосновения с прекрасным, радость, гармонию, красоту, изящество щедро дарила Бибисара людям. Оставив повседневные дела и заботы, зрители шли на её спектакли, заполняя до отказа зал театра. И не смолкали аплодисменты, восторженные восклицания... А после спектакля поклонники стремились попасть за кулисы, ждали Бибисару возле театра, чтобы сказать ей слова благодарности.
    Она была звездой, рождённой для сцены, добившейся грандиозного успеха, признания. О ней восторженно писали, говорили: «На грандиозной сцене Кремлёвского дворца съездов мы смотрим балет М.Раухвергера «Чолпон» – спектакль, исполненный глубиной поэзии, искренних эмоций... Кыргызский балет завоевал признание не только в своей республике, но и за её пределами». («Советская культура», 1966 г.); «Утренняя звезда» в исполнении Бибисары выглядит блестяще. Танцовщица действительно светится, озаряя сердца. Это очень волнует и радует... Это свидетельствует о том, что москвичи, ленинградцы в лице кыргызских артистов встретились не просто с хорошим искусством, а с искусством замечательным, искусством высокого полёта.». (К.Сергеев, народный артист СССР).

    В 1958 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено высокое и почётное звание «Народная артистка СССР». Но слава не вскружила Бибисаре голову, как и прежде, она работала до изнеможения. Её любили... любили искренне и преданно все те, кто видел её искусство, кому выпало огромное счастье работать вместе с ней, соприкасаться в повседневной жизни. Она была человеком удивительным, уникальным – мягкая, скромная, добрая, спокойная в жизни, она не была похожа на «звезду». С какой теплотой вспоминают о ней современники, друзья, коллеги. «В ней сконцентрировались лучшие человеческие качества, высшие духовные начала», – так говорили о ней многие и звали не иначе, как «Наша Бибисара».
    Активное участие принимала прославленная балерина в общественной жизни республики. Два созыва она была депутатом Верховного Совета Киргизской ССР, дважды трудящиеся Кыргызстана избирали Бибисару Бейшеналиеву в высший государственный орган – Верховный Совет СССР. Не считаясь со своим личным временем, она всегда находила возможность оказать помощь людям, быть участницей всех важных событий в жизни республики. Она никогда не оставалась человеком равнодушным к происходящему. Будущее театра, его репертуар, перспективы дальнейшего роста, творческий потенциал, – всё это волновало Бибисару Бейшеналиеву.
    Ей принадлежит огромная роль в формировании балетной труппы театра. Неустанно работала она с молодыми танцовщиками, передавая им своё мастерство, занималась педагогической деятельностью в Кыргызском государственном музыкально-хореографическом училище. Её воспитанники, среди которых прославленные мастера сцены, и сейчас танцуют во многих театрах страны, ансамблях народного танца. Об огромных творческих возможностях Бибисары Бейшеналиевой говорят её опыты балетмейстерской деятельности. Ею созданы интересные сольные танцы, хореографические композиции, в которых ясно ощущается опора на национальные корни и традиции. В своих танцах она отражала быт кыргызского народа, его будни и праздники, особенности национального характера.

    Tpи десятилетия дарила Бибисара людям своё искусство, жила насыщенно, многогранно, отдавая все свои силы, «выкладываясь» без остатка. Она рано ушла из жизни, оставив незавершёнными многие из своих начинаний. Теперь только немногочисленные кадры кинохроники, фильм-балет «Чолпон» с её главным участием воссоздают образы балерины, её неповторимый танец. Но живы её традиции, её заветы, которые свято чтит нынешнее поколение танцовщиков, балетмейстеров, хореографов… Жива память о Великой кыргызской женщине, которая своим искусством «несла» огромную миссию, которая посвятила свою жизнь людям. Галина Уланова, Майя Плисецкая, Бибисара Бейшеналиева, – творчество этих великих танцовщиц, личная преданность, глубокая вера в свою силу и назначение, высокий профессионализм делают искусство хореографии. Искусством привлекают к себе души человеческие, возносят их и преображают.

     

    Источник: http://www.operaballet.lg.kg/indexmart2008.php